Ставропольское краевое отделение
Общероссийской общественной организации
«Союз журналистов России»
355008 Ставрополь, ул.Лермонтова, 191б
Уникальный по своим параметрам обмен осужденными между Западом и Россией состоялся на днях. Приведет ли он к завершению конфликта на Украине и что будут делать оказавшиеся на Западе граждане нашей страны, освобожденные из российских тюрем?
Любое осложнение международной обстановки, военные действия приводят к тому, что противоборствующие стороны берут в заложники граждан враждебных государств, сажают их в тюрьмы и дают значительные сроки, иногда назначают смертную казнь. Начиная с древнейших времен обмен заложников, пленных всегда был предметом большого политического торга. Хотя иногда побеждали другие мотивы, чисто корыстные, людей просто выкупали. Но на этот раз мы увидели явление беспрецедентное, его просто не с чем сравнивать. Оно стало крупнейшим в мире обменом заключенных. Многие аналитики говорят о том, что в условиях невиданного после Второй мировой войны и Карибского кризиса напряжение между великими державами было необходимо хоть как-то, но смягчить. Обмен был призван сыграть в этом смысле роль гуманитарного фактора, предварительных итогов, за которым должны последовать более важные события. Сейчас в мире два конфликта, приближающие человечество к ядерной войне. Противостояние на Ближнем Востоке только разгорается: демонстративное убийство в Тегеране лидера «Хамас» Исмаила Хании отодвинуло любое решение этого конфликта на неопределенное время. Остается Украина. По-существу, Россия уже выиграла специальную военную операцию: Украина не сможет вернуть отбитые у нее территории, Москва никому не позволит включить в НАТО наших соседей и проследит за денафикацией страны.
У многих вызывает интерес то, как прошла встреча людей, которые вернулись домой. Эта процедура впервые стала публичным политическим действом, причем, всех участвующих в обмене сторон. Никогда такого не было, чтобы лидеры трех крупнейших государств мира (России, США и Германии) встречали у трапов самолета выпущенных из заключения людей. Собственно, домой вернулись только осужденные россияне. Вряд ли Кара-Мурза считает Лондон своим домом, не убежден, что на просторах Техасщины будет чувствовать себя комфортно Алсу Курмашева, навсегда лишившись возможности побывать в родной Казани. Убежден, что Илью Яшина в Европе тоже не встретят с распростертыми объятиями.
Забавным мне видятся жалобы Кара-Мурзы на то, что выпустили из тюрьмы в ношеной майке, кальсонах и шлепанцах на босу ногу. При этом, запретив брать с собой бумаги. Тому же Гершковичу, кстати, разрешили уехать с бумагами, письмами родных и даже заготовками книги, над которой он трудился в заключении. Может быть, объяснение в том, что американский журналист написал прошение о помиловании Путину, а Кара-Мурза этого делать не захотел.
Путин встречал наших граждан, возвратившихся по обмену у трапа самолета, приехав туда поздно вечером. Здесь также были руководители СВР и ФСБ России. Мне рассказали, что почетный караул был выделен из президентского полка, дорогу к трапу украшала ковровая дорожка, а после приветствия состоялся и первый ужин на родной земле с участием президента. Не стал скрывать Путин и свое отношение к людям, вернувшимся домой. Он прямо сказал, что некоторые из них являются военнослужащими и пообещал им боевые награды. Позже Дмитрий Песков подтвердил, что прибывший из Германии Вадим Красиков является сотрудником ФСБ и служил в подразделении «Альфа». Кстати, директора ЦРУ на авиабазе Эндрюс, где сел борт из Анкары с американскими шпионами, я не заметил. Собственно, чего нам стесняться. Красиков (и это мое личное суждение) выполнил приказание Родины и ликвидировал убийцу и преступника Хангошвили. Это существо, по-другому его и не назовешь, несмотря на фамилию, никакой не грузин, а этнический чеченец-кистинец, родившийся в Грузии. В 20 лет он примкнул к бандам, которые вели боевые действия против российских войск на Северном Кавказе. Но даже среди головорезов Хаттаба и Басаева Хангошвили выделялся своей жестокостью. Он был причастен к нападению на школу в Беслане и, проживая в Германии, занимался там подготовкой к терактам в России. В интервью Такеру Карлсону в феврале 2024 года Владимир Путин говорил именно о нем: «Сидит в одной стране, союзнике Соединенных Штатов, человек, который из патриотических соображений ликвидировал в одной из европейских столиц бандита.
Во время событий на Кавказе знаете, что бандит делал? Не хочется говорить, но тем не менее скажу: он выкладывал наших солдат, взятых в плен, на дорогу, а потом машиной проезжал по их головам. Что это за человек и человек ли это? Но нашелся патриот, который ликвидировал его в одной из европейских столиц». К словам, сказанным президентом добавлю, что именно в отряде Хангошвили воевали на добровольной основе выходцы из Западной Украины. Именно наследники украинских националистов учили своих кавказских собратьев так называемому «бандеровскому галстуку», когда у пленных и еще живых российских военнослужащих делали надрез на горле и выдергивали через открытую рану язык. Все это происходило под восторженные крики толпы, записывалось на видео и потом продавалось на рынках Грозного, Магаса и Махачкалы. Разве можно простить этого человека, который был врагом не только русских, но и чеченцев, сейчас мирно строящих свою жизнь? После гибели своего главного покровителя Шамиля Басаева Хангошвили вернулся в Грузию и здесь помогал грузинским спецслужбам бороться с чеченцами в Панкисском ущелье. Предал, так сказать, своих. Этого человека и пригрели в Германии, несомненно завербовав его. Политические игры никогда не отличались моралью, но всему же есть предел. В эти дни респектабельная немецкая «Бильд» взяла интервью у брата Хангошвили Зураба. Комментируя обмен, он не постеснялся заявить: «Я потерял любимого брата, а убийца может обниматься со своей семьей. Это больно…». Немецкие и американские СМИ называют историю с Красиковым «государственным терроризмом». Надо ли вспоминать, как американские солдаты убивали Усаму бен Ладена, а в ситуационной комнате Белого дом за процессом публичной казни наблюдали по телевизору Барак Обама с ближайшим окружением. Господа пили кофе, а Хиллари Клинтон, работавшая тогда государственным секретарем США, громко хохотала. Можно вспомнить и французских политиков. Едва лидер Ливии Каддафи намекнул на то, что его правительство приняло активное участие в выборах французского президента Николя Саркози, щедро субсидируя его предвыборный фонд, как разгневанный глава Пятой республики направил в Ливию спецназ. Французские коммандос блокировали в пустыне и захватили кортеж Каддафи, перебив его охрану. Законный президент еще вчера дружественной Франции стране, разбивавший во время визита в Париж бедуинский шатер рядом с Лувром, был выдан мятежникам. То, что они сделали с пожилым человеком, не поддается описанию. Его зверски и мучительно казнили, снимая все на видеокамеры и в Елисейском дворце не могли не видеть эти ужасные кадры. Так же страшно убивали лидера Конго Патриса Лумумбу, кубинского государственного деятеля Че Гевару. И за всем этим стояли западные спецслужбы, действовавшие по указанию и приказам руководителей своих государств.
Глядя на стенания американцев, раздражение Вашингтона по поводу «неоправданно жестоко» осужденных Пола Уилана и Эвана Гершковича, хотелось бы напомнить, как зло и мстительно американское правосудие обращается с людьми, которых суд признал шпионами в последние годы. В июне 2023 года в возрасте 79 лет в тюрьме супермаксимальной безопасности Florens в штате Колорадо умер бывший агент ФБР Роберт Ханссен, осужденный за шпионаж в пользу СССР и России и приговоренный к 15 (!) пожизненным заключениям без права на освобождение. В тюрьме этот человек просидел 22 года. До сих пор, а это уже более 30 лет, сидит в тюрьме особо строгого режима в штате Индиана Олдрич Эймс, работавший начальником «советского» отдела контрразведки ЦРУ. Мой коллега, писатель, историк разведки Николай Долгополов утверждает, что Служба внешней разведки России в свое время, еще при Евгении Максимовиче Примакове пыталась договориться об обмене Эймса, которому сейчас 83 года, но американцы не шли на это. Еще более удивительной кажется история злоключений Джонатана Полларда. Бывший аналитик в военно-морской разведке США, он по собственной инициативе стал передавать информацию Израилю о военных проектах СССР, Ирака, Ирана, Ливии, Сирии, Туниса. За все это он получил сущие гроши – что-то около 50 000 долларов. Многие комментаторы отмечали, что Поллард не нанес ущерба обороноспособности США, поскольку все документы, переданные им Израилю, касались третьих стран. Тем не менее он был приговорен к пожизненному заключению. Я думаю, не надо читателю напоминать, что Израиль является ближайшим союзником США, практически во всем зависящий от нее. Тем не менее, не помогла даже попытка президента США Билла Клинтона передать осужденного Израилю, который предоставил Полларду свое гражданство. Бывший тогда директором ЦРУ Джордж Тенет пригрозил своей отставкой, если Клинтон пойдет на этот шаг. В ноябре 2015 года, отсидев ровно 30 лет, Поллард был освобожден из тюрьмы и еще пять лет находился под надзором, ему было запрещено покидать пределы США. И только в декабре 2020 года в возрасте 66 лет Поллард смог выехать в Израиль. Таково американское правосудие и так оно мстит врагам своей страны. Только почему-то об этом не пишут западные СМИ, радостно принявшие новых российских эмигрантов.
ТРИ ВОЛНЫ ЭМИГРАЦИИ: РАЗНЫЕ ЛЮДИ, РАЗНЫЕ СУДЬБЫ
В XX веке наша страна пережила три волны эмиграции: после Октябрьской революции, завершения Второй мировой войны и в наши дни. Хотя то, что происходит сейчас, называть «волной» было бы неправильным. Так себе, ручеек, местами мутноватый. По состоянию на 2021 год по оценкам ООН за границей проживало более 10 миллионов выходцев из России, это третий по величине показатель в мире после индийской и мексиканской диаспор. Но не будем забывать, что термином «русская эмиграция» обозначаются все оставившие царскую Россию, СССР и современную Российскую Федерацию люди, независимо от их национальной принадлежности. Поэтому, было бы справедливее говорить о «российской эмиграции».
В первой волне, которая в поисках лучшей жизни покидала охваченную революцией и Гражданской войной страну, были такие прославленные на весь мир люди, как композитор Сергей Рахманинов, авиаконструктор Игорь Сикорский, изобретатель телевидения Владимир Зворыкин, философ Питирим Сорокин, экономист Василий Леонтьев, балетмейстер Джордж Баланчин, композитор Игорь Стравинский, актер Михаил Чехов, писатель Владимир Набоков, философ Николай Бердяев. Несмотря на антибольшевистские настроения некоторых их них, попытки втянуть их в антирусскую, антисоветскую кампанию, они всегда помнили и с уважением относились к своей Родине. В этот период страну покинуло по разным подсчетам от 1 до 1,5 миллионов человек. Среди них были и ярые противники Советской власти: офицеры и солдаты Белой армии. Эти люди в основном осели в Европе: Франции, Сербии. Германии, Турции, Болгарии. Впоследствии некоторые из них стали союзниками Гитлера, работали на фашистскую Германию в годы Великой Отечественной войны. Среди них атаман Петр Краснов, генерал Андрей Шкуро, полковник Клыч Султан-Гирей, повешенные по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР в 1946 году, генерал Василий Бискупский, Александр Альбов. Но не забудем и то, что среди офицерского и даже генеральского корпуса Русской Императорской армии оказалось немало людей, которые, находясь за границей, в силу разных причин работали на советские разведывательные органы. Это муж Марины Цветаевой Сергей Эфрон, Михаил фон Штранге, генерал Михаил Скоблин и его жена - знаменитая певица Надежда Плевицкая, бывший министр Временного правительства России Сергей Третьяков.
Вторая крупная волна состоялась после завершения Великой Отечественной войны. Свыше семи миллионов советских граждан оказалось за рубежом после поражения нацистской Германии. Это были военнопленные, остарбайтеры, а также служившие у нацистов в Вермахте, национальных легионах, армии Власова. После репатриации около 1,5 миллиона человек на Родину не вернулись в силу разных причин. Среди них были настоящие нацистские преступники, запятнавшие свои руки кровью советских граждан. Так, дивизия СС «Галичина», сдавшаяся в плен англичанам, почти в полном составе была переброшена в Канаду. Офицеров, получивших хорошее образование людей, охотно брали на работу западные пропагандистские центры, они шли на службу в разведку, занимались организацией подрывной работы против своей страны. Работая над книгой о судьбах этих людей, изучая их жизнь могу с уверенностью сказать, что никто из второй волны не стал крупным ученым, большим писателем или просто известным человеком. Возможно, среди них были талантливые люди, но истончилась их связь с Родиной, они оказались никому не нужными на чужбине.
Третья волна началась с еврейской эмиграции в 1970-х годах и продолжается в наши дни. По подсчетам российских демографов уехало около ста тысяч человек. На Западе называют другие цифры, немного больше. В любом случае для огромной страны это не так много. Можно выделить Нобелевских лауреатов Александра Солженицына, Иосифа Бродского, чемпиона мира Гарри Каспарова, неплохого писателя Сергея Довлатова. Исключая шахматиста Каспарова, никто из них борьбу со своей страной не вел, а Солженицын так и вовсе последние годы, будучи счастливым, прожил на Родине. В самом деле, не вспоминать же нам мелких политиканов, несостоявшихся писателей и публицистов средней руки, прозябающих на грантах на европейских задворках.
Как сложится судьба тех граждан СССР, которые из тюрем отправились на Запад? Большинство из них можно характеризовать известным русским словом «шелупонь». По существу, они были мелкими чиновниками в структурах Навального, жили на западные гранты. Это люди, не состоявшиеся в родной стране, сомневаюсь, что они пригодятся в Европе. Более известен населению Илья Яшин. Молодой, образованный человек из интеллигентной семьи-москвичей с хорошо подвешенным языком искал себя в оппозиционной деятельности. В эти годы он проявился как решительный карьерист, активно пиарящий лично себя и не брезгующий менять политических соратников, когда это выгодно. В этом нет ничего предосудительного, такое в политике происходит часто. Сперва он числился в «Яблоке», откуда его исключили со скандалом, затем примкнул к Борису Немцову, а после этого сотрудничал с Алексеем Навальным. Во всех этих движениях он пребывал на 3-4 ролях. Но по-настоящему о Яшине узнали после его романа с Ксенией Собчак. Ксения – фигура, конечно, более известная и медийная, поэтому, когда к ней рано утром домой пришли правоохранители с обыском и обнаружили помимо 1 млн евро и 500 тысяч долларов мирно спящего Яшина, то скрыть это стало невозможно. Сама Собчак рассказала о том, что познакомилась с Ильей на митинге оппозиции. Тогда она состояла в отношениях с руководителем департамента культуры Москвы Сергеем Капковым, но Яшина это не смутило, и он попросил ее телефон. Отвечая на вопрос журналистов, что привлекло ее в этом человеке, Собчак призналась: «Он говорит: «У тебя слишком короткая юбка, у тебя просвечивает грудь, одень лифчик». Вероятно, советы возымели свое дело: Собчак вышла замуж (дважды) и родила ребенка. Но с политическим борцом-оппозиционером они расстались. А когда борца посадили, она не слишком часто его вспоминала. Своим западным спонсорам и политическим соратникам за рубежом Яшин может предъявить как свидетельство своей «нужности» лишь один аргумент – недолгую тюремную отсидку. Но это будет действовать недолго. Все теплые места среди релокантов давно заняты, гранты распределены и к кормушке никого не допустят. Даже вдову Навального после его гибели встретили настороженно.
О Владимире Кара-Мурзе - младшем поговорим особо. Это самая видная фигура из числа оппозиционеров, выпущенных из российских тюрем. Да и тюремный срок ему выписан солидный-23 года лишения свободы по обвинению в государственной измене. Я хорошо знал его отца – журналиста Владимира Кара-Мурзу, скончавшегося несколько лет назад от болезни сердца. Это был хороший журналист и порядочный человек. Он никогда не был сторонником существующей власти, но активно политикой не занимался. Я не раз участвовал в его программах на НТВ, «Эхе Москвы», Радио «Свобода» и по личному опыту могу говорить, что в его эфирах всегда можно было спокойно высказаться. Тебя не перебивали и не навязывали свою позицию. Он пользовался уважением людей самых разных взглядов и никогда не думал уезжать из страны, он сам мне об этом говорил. Сын, которого назвали именем отца, был похож на него только внешне. Историческое образование он получил в Лондоне в Тринити Холле Кембриджского университета, здесь же ему предоставили гражданство Великобритании, потом он работал в США на телеканал Гусинского. Можно сказать, что сформировался он как либеральный гражданин западного образца. Но на том же Западе ему никогда не позволили бы так выступать против своей страны, как он это делал по отношению к России. В 2024 году, когда он уже отсиживал срок в тюрьме, ему была присуждена престижная в США Пулитцеровская премия за колонки в газете The Washington Post. Владимир был близок к Борису Немцову, являлся вице-президентом фонда, учрежденного Михаилом Ходорковским. Именно Кара-Мурза младший сыграл ключевую роль в продвижении принятия в США так называемого «Закона Магнитского». При этом он спокойно приезжал в Россию, общался здесь с соратниками, хотя семью предусмотрительно держал за границей. Более того в 2019 году в Ельцин-центре в Екатеринбурге в рамках дней памяти Бориса Немцова крутили фильм Кара-Мурзы «Слишком свободный человек». В его политической деятельности была одна история, которая меня удивила и позабавила. В 2007 году при активной поддержке Кара-Мурзы кандидатом в президенты России был выдвинут один из известных советских диссидентов Владимир Буковский, кстати, в свое время освобожденный из советской тюрьмы и выменянный на Луиса Корвалана. Тогда Владимир так говорил о Буковском: «Оппозиции нужен свой кандидат в президенты. Сильный, бескомпромиссный, решительный. С безупречным политическим и – что важнее – нравственным авторитетом». Эти слова многие вспомнили, когда в 2014 году полиция Великобритании провела обыск в доме Буковского в Кембридже. После расследования Королевская прокуратура Англии предъявила ему обвинение в хранении и скачивании детской порнографии. Бывший советский диссидент впал в болезнь и объяснил все «происками российских спецслужб». Он протестовал, объявлял голодовку, но обвинения с него так и не были сняты до смерти.
…Заканчивая эту статью я бы хотел с одним согласиться в заявлении Владимира Кара-Мурзы, которое он сделал журналистам после обмена: «Нельзя изолировать Россию. Не может быть мира и безопасности в Европе, без России, без самой большой страны Европы». Хорошо, что он это понял, было бы здорово, чтобы это поняли и его хозяева.
Рафаэль Гусейнов, кандидат исторических наук, секретарь Союза журналистов России.
Адрес: 355008, Ставрополь, ул.Лермонтова, 191б
Телефон: +79624911111
Общие вопросы по СЖ: balditsyn@me.com
Вопросы по контенту сайта:valentina642@mail.ru
Политика конфиденциальности