Владимир Касютин
Раньше летунов осуждали, в почёте были трудовые династии и долгожительство в одном коллективе. Теперь миром работы правит мобильность, а по наследству передаются только самые тёплые и насиженные места.
Раньше правильным считался неспешный рост: из корреспондента районной в редакторы областной газеты нужно было идти всю жизнь. Теперь перемещения свершаются мгновенно: ещё вчера ты был управдом или блогер на западе или востоке, а сегодня уже министр, задающий курс редакциям севера или юга.
Раньше ценился опыт, требовались кадры, умеющие что-то делать лучше, чем человек с улицы, и даже проштрафившихся начальников перебрасывали по горизонтали. Теперь и профессор своего дела, обладатель медалей и грамот в мгновение ока может быть выброшен за борт, а молодёжь косплеит профессии: сегодня я журналист, завтра – режиссёр, послезавтра – психолог.
Конечно, и тогда были и непрофессионалы, делавшие стремительные карьеры, и пристроенные куда надо отпрыски, а уж сколько опытных и заслуженных как корова языком слизала, но есть всё же нечто, свойственное только нашему веку – трансформация коллективного.
Люди не очень-то нужны друг другу в этом новом мире, где не играют в долгую, где количество выгодней качества и поэтому нет времени и смысла накапливать опыт, где функции коллектива берёт на себя Интернет.
Если раньше только отдельные журналисты объединялись в онлайне для совместной работы, то теперь пандемия подсадила всё профессиональное сообщество на удалёнку. Боты и алгоритмы, аутсорсинг и выпадающие доходы режут по живому коллективы редакций.
Лет десять назад я познакомился с газетой европейского городка, где в штате был всего один сотрудник – редактор. Остальные работали временно по договорам, коллеги без опыта – вообще бесплатно.
Сомнительная вырисовывается перспектива: пашешь без продыху за десятерых, а посидеть не с кем.
Владимир Касютин,
Журналистика и медиарынок, № 7-8, 2021
* Песня из спектакля «Необыкновенный концерт».