Ставропольское краевое отделение
Общероссийской общественной организации
«Союз журналистов России»
355008 Ставрополь, ул.Лермонтова, 191б

Владимир Касютин: Газеты «В ТЕМЕ»

A A= A+ 17.08.2023

 

Владимир Касютин, председатель Экспертного совета конкурса «10 лучших газет России 2023»

Часто коллеги из мегаполисов относятся к провинциальным коллегам как к младшим по званию.

Выскажу спорную мысль, неоднократно проверенную в разных компаниях. Если ты не жил жизнью провинциального газетчика, не ходил по сельским улицам, не общался с живущими здесь постоянно людьми хотя бы несколько месяцев, не как дачник, а как абориген, тебе сложно понять, что такое местная газета, в чем ее плюсы-минусы

Аудит газет регионов

Провинциальная пресса лично для меня давно интереснее, свежее столичной. Газет больших городов с каждым годом все меньше, районки — почти в прежнем составе.

Могу назвать не более десяти изданий, созданных при советской власти, и закрытых в минувшие десятилетия. И все эти смерти на совести либо редакторов, утомившихся тянуть лямку, либо местных властей, отказавших в финансовой поддержке.

В первый раз конкурс «10 лучших газет России» прошел почти десять лет назад. Бросая взгляд в прошлое, мы часто сокрушаемся, что раньше было лучше, легче, веселее и уж точно моложе.

Изучив массив работ, присланных участниками конкурса этого года, могу уверенно заявить: хороших, нет, даже отличных, изданий стало на порядок больше.

В нашем первом конкурсе сразу проявились явные лидеры, оторвавшиеся от масс. И в дизайне, и в заголовках, и в содержании текстов это считывалось мгновенно. Сегодня очень сложно с лету назвать лучших. Практически каждой редакции есть, что показать, чем удивить не только своего читателя, но и коллег и экспертов.

С чем у нас по-прежнему серьезная проблема, так это с экспертами, которым небезразлична провинциальная пресса, провинциальная Россия.

Дело же не в дипломах и баллах, вернее, не только в них. Наша сверхзадача — аудит газет регионов, описание их наработок в онлайне и принте.

Каждый год мы ищем таких специалистов, и громадное спасибо всем коллегам, которые порой жертвуя личным участием в конкурсе, взваливают на себя эту нелегкую ношу.

Районная газета № 1

Безусловный лидер по мнению большинства экспертов конкурса на текущий момент — «Голос правды» из Красноармейского района Краснодарского края. Главный редактор издания Диана Горбань применила безошибочную формулу эффективного менеджмента. В коллективе бок о бок трудятся зрелые журналисты, знающие район и его традиции как свои пять пальцев и молодые коллеги, не теряющиеся в сетях, чувствующие запросы более молодой аудитории.

В соцсетях то и дело слышен плач о том, что журналистика опять умерла. Рыдают в основном, «сбитые летчики», по своей или чужой воле покинувшие профессию, плохо знающие страну и отрасль.

Они полагают, что все везде одинаково безотрадно. Нет, голубчики, для начала зайдите на сайт «Голоса правды» и посмотрите один из номеров, ну, или почитайте тексты наших экспертов.

На страницах «Голоса правды» мы видим нормальную человеческую жизнь с ее проблемами и радостями. Первые полосы «ГП» я вообще взял бы за эталон — все на месте, каждая строка вызывает интерес, анонсы бьют в цель.

Текст «БеЗценная капуста» Сергея Базалука, победителя конкурса на лучшее журналистское произведение 2021 года, о том, как овощеводы уничтожают плоды своего труда с фото фермера, в отчаянии заломившем руки, я бы включил в учебники по профессии.

Аккаунт «Голоса правды» в Телеграме — один из немногих, что я добавил в свою папку «Примеры работы редакций».

Шесть тысяч подписчиков, фото, объявления, справки, короткие информации — вполне себе самостоятельное СМИ о жизни не только в станице Полтавской, но и в других районах Краснодарского края. Рекомендую и вам обратить внимание.

«Пензенская правда» Павла Шишкина

Нет сомнений, что темой года стала СВО, хотя некоторые коллеги до сих пор спрашивают, можно ли об этом писать и у кого спрашивать разрешения? Львиная доля проектов наших участников так или иначе связана с темой СВО, вышли в свет настоящие журналистские произведения.

Одним из первых опубликованных в местной прессе материалов стал потрясающий очерк Аллы Яковлевой, главного редактора «Вадинских вестей» из Пензенской области о погибшем земляке — «Мам, ты только Тошку сбереги». На конкурсе форума «Вся Россия 2022» он заслуженно взял первое место.

В представленных номерах участников конкурса «10 лучших газет России 2023» немало таких и драматичных, и жизнеутверждающих материалов.

Первым специальным выпуском региональной газеты, доставленным на фронт землякам, стал номер «Пензенской правды».

У этой областной газеты в минувшем десятилетии было много творческих удач, много побед, и, будем честными вряд ли они были возможны без главного редактора Павла Шишкина.

Хоть и банально утверждение, что любая газета — это прежде всего, редактор, его отношение к жизни и людям, его представление о том, что такое профессия журналиста, но оно справедливо. Без ежедневной накачки творческого коллектива энергией руководителя хороший номер не выйдет и потому удаленка для нашего дела вредна и опасна.

За плохие газеты увольняют редко, я знаю не одного профессионально слабого редактора, высиживающего при слабой газете пятилетку за пятилеткой. Чаще должности лишаются активные и неравнодушные.

Когда мы готовили этот номер, пришло внезапное известие, что Павел Шишкин уже не работает редактором газеты «Пензенская правда». Инициатива исходила от неких местных чиновников, мотивы их неизвестны, но уже очевидно и то, что «ПП» вряд ли останется прежней.

Что им с того, что «Пензенская правда» стала настоящим брендом, прославлявшем свой регион, что многие журналисты, благодаря газете и ее редактору перестали путать Пензу с Пермью.

Вперёд вырывается коммуналка

Тема нашей прессы номер два — коммуналка, потеснившая прежних лидеров — историю с краеведением. Цены на услуги растут, а качество — нет, и эта дилемма усилиями активных читателей и журналистов прорвалась на наши страницы.

Я уже не первый год утверждаю, что тема коммуналки должна стать одним из краеугольных камней, держащих местное издание на плаву. Коммуналкой можно взять за живое даже самый сложный сегмент нашей аудитории — жителей районов, примыкающих к областным центрам, ежедневно уезжающих на работу в город, и даже, не побоюсь этого слова, вахтовиков.

Все мы возвращаемся домой, где никуда не денешься от протекающих крыш, халтурных капитальных ремонтов, неработающего отопления, мусора у подъездов, проваленных тротуаров и т.д. и т.п.

Листаешь страницу за страницей и печалишься, что проблема стала общенациональной, оказалось, что настроить жилья и дать на него кредитов легче, чем отладить системы жизнеообеспечения, но и радуешься, что наши газеты «в теме».

Здесь, на мой взгляд, пальма первенства у воронежской «Семёрочки». Газета очень изменилась к лучшему за год, коллеги нашли новые краски в оформлении, стали более точно формулировать содержание.

«Акция/проект ''Сделай сам'' — это история о том, как жители разрушающегося дома добиваются капитального ремонта, и о том, как один человек может объединить жильцов для решения общих жилищных проблем. Этот пример помог нам показать горожанам, как можно защищать свои права», — рассказывает Василий Тулупов, теперь уже бывший редактор «Семёрочки».

Сегодня он главный редактор областной газеты «Воронежский курьер», неоднократно входившем в лучшую десятку и, на мой вкус, создающий лучшие тематические развороты в стране.

Эволюция областных газет

Десять лет назад я побывал в редакции ростовской областной газеты «Молот». Маленький коллектив ютился в углу редакторского кабинета. Издание было довольно беспомощным и внешне, и внутренне, а ведь когда-то «Молот» был одной из самых крупных газет страны.

Сегодня издание преобразилось, возвращает утраченные позиции, наступая на пятки лидерам, в чем, несомненно, заслуги и главного редактора газеты Каролины Стрельцовой, и директора АО «Донмедиа» Анатолия Максака, когда-то руководившего уникальным медиахолдингом районного масштаба, где были газета, радио, телевидение и даже собственная служба распространения в форменной одежде.

Продолжается обновляться и «Липецкая газета», однажды ставшая победителем нашего конкурса: стала выразительнее первая полоса, публикуется больше острых текстов, регулярно готовится инфографика. Жаль, что список победителей не резиновый, издание, безусловно, эволюционирует.

Редакцию несколько месяцев назад возглавил Михаил Абрамов, прежде работавший в журнале «ЛИЦА Липецкой области», не раз становившемуся победителем профессиональных конкурсов, пожелаем коллеге продолжения движения вверх.

О роли главы в качестве газеты

Еще один прорыв, дающий повод для оптимизма в нашей среде — газета «Задонская правда». Вчера — рядовая районка образца девяностых с беспорядочной версткой, кое-как собранными текстами и отдельными журналистскими удачами.

Необычным было то, что журналист «ЗП» Елена Косякина каждый год брала отпуск исключительно в сентябре и за свой счет ехала на фестиваль «Вся Россия», чтобы привезти домой не только южные сувениры, но и кипы газет всей страны.

Задонск — город, знаменитый храмами да монастырями, но город маленький, десять тысяч человек всего живет здесь. Недавно коллега из газеты, выходящей на территории с населением семьдесят тысяч человек, жаловался, что не может найти журналиста. Еще бы, в газете регулярно публиковалось объявление, что редакции требуется специалист с высшим образованием и навыками газетного дизайна!

Когда Елена Косякина стала редактором, ей удалось практически заново пересобрать коллектив. Они кардинально изменили газету и продолжили обучение. Редакция теперь ездит коллективно на профессиональные форумы.

«Задонская правда» стала лауреатом премии Правительства РФ, осуществив проект «Заброшенные могилы». В этом году коллеги поднялись еще на одну ступеньку в оформлении и содержании бумажной газеты, запустили электронную газету на сайте, взялись за новые проекты, один из которых — «Мы жили в СССР» можно посмотреть, перейдя по кьюар-коду.

А какая невероятная по трагизму первая полоса «Сын мне больше не позвонит...» Или необычный поворот темы ко Дню печати, разворот не о себе, любимых, а об общественных корреспондентах.

Позволю себе еще одну сентенцию: хорошее издание — это не только редактор, это еще и местный глава администрации. Иногда успех возникает из противостояния, но ненадолго, работать в таких условиях сложно.

В нашем случае иной пример — глава Задонского района Алексей Щедров и словом, и делом поддерживает редакцию. Увы, подобное не так часто встречается в нашей жизни, мы не раз слышали, когда начальник, как капризная принцесса из запрещенной социальной сети придирчиво разглядывает свои изображения в газете, решая, какая сторона у него рабочая.

Альбом передового опыта

«Прежде чем решили заявиться на конкурс в этот раз, много всего передумали. Понимали, что для победы важно не только сохранить достигнутый уровень, но и превзойти самих себя, — признается главный редактор газеты «Огни Енисея» Любовь Климович из города Дивногорск Красноярского края.

И что бывает нечасто, дивногорцам это удалось, хотя нередко победители расслабляются и какое-то время почивают на лаврах.

Модернизированный дизайн, прекрасные первые полосы, критические материалы, оцените заголовок «Есть ли у России почта?», налаженная обратная связь.

Мне пришлась по душе регулярная подборка «Обо всем понемногу» — ворох коротеньких новостей из Дивногорска и его окрестностей.

Секрет успеха прост: в редакции постоянно пополняется альбом передового опыта российских газет, собранный из публикаций нашего журнала.

Соседи по победе

Редкое совпадение. Две газеты из двух соседних районов Воронежской области — Борисоглебского и Грибановского попали в топ-лист. Нет, победителями не становятся по территориальному признаку, причина — в одинаковом отношении коллективов к своему делу.

Но если «Борисоглебский вестник» и его редактор Татьяна Писклова уже хорошо известны в стране, то «Знамя труда», возглавляемое Людмилой Можаевой было менее на слуху.

Не исключаю, что название тоже имеет значение. Прекрасно, когда в логотипе красуется название территории, сразу понятно откуда родом газета, а вот «авангардов», «восходов», «знамен» и «маяков» так много, что порой даже эксперты их путают.

Грибановское «Знамя труда» долго и упорно шло к победе. Олни названия проектов говорят сами за себя: «Разрушенные храмы», «Летопись исчезнувших деревень», «Сельский уклад», «Человек труда».

«ЗП» пишет том, что по-настоящему волнует людей, и помогает им и потому газета нужна землякам, несмотря на модные социальные сети и искусы искусственного интеллекта.

Новички и старички

Еще два новичка в списке победителей, но в отрасли и издания, и их редакторы давно на слуху, это «Саткинский рабочий» (Светлана Зайцева, Челябинская область, и «Шахтинские известия» (Белла Севостьянова, Ростовская область).

Редакции, как и города, совсем разные по масштабам, в Сатке живет менее пятидесяти тысяч человек, Шахты по населению догоняет небольшие областные центры. В «Саткинском рабочем» не хватает журналистов, в «Шахтинских известиях» — полный комплект.

Есть и общее, оба города — промышленные, обе редакции серьезно вкладываются в качество контента и развитие территории.

Вернулись в наш топ спустя несколько лет «Свободный курс» (Алтайский край), его новым главным редактором стал Евгений Бобров и «Якутск вечерний» (Республика Саха, Якутия), редактор Мария Иванова.

Это издания, мастодонты, они влиятельны, известны проектами, прозвучавшими на всю страну, например, конкурс на самую опасную детскую площадку (ЯВ) или главное деловое событие года в Алтайском крае премия «Менеджер года» (СК).

Радует, что они обрели второе дыхание и не только в контенте, но и дизайне.

«Якутск вечерний» — наверное, единственный в нашей отрасли сегодня демонстрирует превосходные остро социальные комиксы.

«В битве за читателя нам хотелось участвовать в смокинге, а не в драной майке-алкоголичке», — так описывал необходимость редизайна «Свободного курса» лет семь назад Евгений Бобров, тогда работавший шеф-редактором. Сегодня газета еще ярче, воздушнее, динамичнее — на уровне лучших изданий планеты.

Визуальная революция и болячки местной прессы

Говоря о визуализации, надо подчеркнуть, что российская региональная и муниципальная пресса за несколько лет совершила переход на качественно новый уровень.

Многие издания и в оформлении заткнут за пояс столичные. В стране есть несколько центров, где куется современный дизайн. Один из самых крупных, безусловно, Воронежская область, где вся местная пресса выглядит современно. И это, в первую очередь, заслуга дизайнера РИА «Воронеж» Антуана Колупаева, но и в районках есть профессионалы, освоившие не только жесткие макеты и работу с иллюстрациями, но и создание инфографики.

Увы, в целом, с иллюстрациями в муниципальной прессе беда. Это у победителей картинки глаз не отвести, а в средней районке на восемь страниц пять групповых фото малого формата и ни одного крупного плана.

— Зачем вы ставите на полосу так много фото, на которых ни одно лицо как следуешь не рассмотришь? — спрашиваю.

Ответ традиционен: — Хотим показать все!

— А зачем же вам сайты и социальные сети? Выкладывайте пачки фото в альбомы, заливайте видео, ставьте кьюар-коды в газете.

— Наши бабушки не понимают, как этим пользоваться.

Бабушки, как дедушки, бывают разными, мы видим как кьюар-коды на объектах, в кассах магазинов становятся все более привычным явлением. Не надо кивать на бабушек, надо давать аудитории максимально полезный и интересный контент.

Уже сегодня нелепо выглядят тексты о певцах, танцорах или местных блогерах без кюар-кодов со ссылкой на видео в паблике газеты.

Еще смешнее абракадабра из букв и цифр с адресом в Интернете, особенно у логотипа: смотрите, какие мы современные, у нас есть группа в Одноклассниках!

В муниципальных изданиях почти нет крупных планов и это не техническая проблема, а психологическая. Боимся поближе подойти к человеку.

Один журналист мне честно признался: — Если человек увидит, что я его фотографирую, может отказаться. Такая вот тайная фотолетопись.

Слишком много в нашем содержании школ и домов культуры, в одной газете я углядел материал на полосу о школьном классном часе, а вот проблем и производства — маловато.

Естественно, сегодня в колхоз или промышленное предприятие попасть сложнее, чем при советской власти, но ведь кто-то пробивается регулярно.

Я думаю, что это одна из главных идей нашего конкурса: показать коллегам, что кто-то может, несмотря на толстые и тонкие обстоятельства.

У местной прессы есть еще одна застарелая болячка. Мало кому нужный контент, называемый официозом. Я не о нормативке, за нее многим по-прежнему платят, а о сливе отчетов граждан и учреждений, которым наплевать будет ли кто-нибудь читать их опусы, слизанные из документов и Интернета.

Нередко эти творения выдаются за журналистские или экспертные тексты: стащили из сети материальчик о какой-нибудь болезни или явлении и гордо прилепили свою фамилию.

Пора сказать: «стоп!» Неприлично отбирать у небогатой редакции дорогую печатную площадь, для свалки используйте Интернет. Не надо объявлять войну, попросите в обмен за квадратные сантиметры деньги или, на худой конец, десяток экземпляров подписки. И разработайте памятку, что должно и чего не должно быть в присланном тексте и фото.

Ноздря в ноздрю

В этом году в конкурсе, как и два года назад, одиннадцать победителей, претенденты по баллам шли ноздря в ноздрю, и мы решили список расширить. Мы даже стали прикидывать, а не сделать на следующий год двадцатку?

Конечно, наша картина мира российской прессы могла быть богаче красками. Я знаю как минимум десять изданий, которые могли бы побороться за победу, но по разным причинам не заявились на конкурс. Воронежская область в конкурсе участвует массово, как и выписывает наш журнал, за что мы очень благодарны всему коллективу «РИА ''Воронеж''» и, конечно, его директору Наталье Филь. Коллеги понимают, что сила — в знаниях.

А ведь в стране есть территории, откуда годами никто не участвует в конкурсах, не бывает на форумах, более того, мне недавно рассказали о местах, где вообще редакторов и журналистов не выпускают за пределы их среды обитания.

Для того, чтобы наметить дополнительные ориентиры, помимо списка абсолютных победителей, мы в этом году выделили отдельные номинации:

«10 лучших визуальных моделей российской прессы»,

«10 лучших онлайн-моделей российской прессы»,

«10 лучших проектов российской прессы».

Почти все, и я в том числе, время от времени путаемся с определением проекта. Поэтому мы постарались включить в десятку лучших проектов именно те, что достигли определенного результата, а лучшие циклы публикаций выделили в отдельную номинацию.

Специально выделена еще одна новая номинация — «За развитие историко-краеведческой темы в местной прессе», и здесь безусловный лидер газета «Красное знамя» из города Елец, главный редактор Роман Демин. Порекомендую подписаться на аккаунт издания ВКонтакте, оценить, насколько интересно там подается эта тема (см. кюар-код).

Обратите внимание, что каждая редакция получает диплом только в одной номинации, иначе наград было бы больше в несколько раз.

Несколько лет назад иные эксперты шутили, мол, скоро в конкурсе будут участвовать последние уцелевшие десять газет.

А вот и не угадали, издания хоть и теряют бумажные тиражи, но не теряют аудитории, активно осваивая социальные сети.

Мы уже видим прежде немыслимые результаты: тысячи и даже десятки тысяч просмотров и сотни лайков.

Правда, отдельные коллеги, радуясь показателям, хвалятся, что их паблики читает все население района и даже больше, путая глобальную аудиторию с локальной. Понятно, что принту нужно давать только локальный контент в силу ограниченности территории его распространения, а в онлайне собирать все, что интересно русскоязычной аудитории в районе, в области, в стране, в мире.

Паблики редакций становятся прекрасным индикатором того, что интересно нашим современникам, а как мы видим по материалам конкурса, прежде всего, их интересует Жизнь.

«Журналистика и медиарынок», № 7-8, 2023.

 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER