Во вторник, 28 апреля, профессиональное объединение журналистов «Синдикат 100» подготовило обращение в связи с давлением на ряд СМИ из-за публикаций о COVID -19
Открытое письмо опубликовали «Новая газета» и «Тайга. инфо». В документе говорится о том, что на сотрудников СМИ публикующих критические материалы о борьбе с коронавирусом, оказывается открытое давление со стороны властей, желающих скрыть информацию, указывающую на виновников проблем.
С этой целью, говорят авторы обращения, властями используются «антифейковые» правки в закон, действующие с 1 апреля и предусматривающие штрафы от 300 до 700 тысяч рублей за опубликование информации, которая признана не соответствующей действительности. Если ложная информация причинит вред чьему-либо здоровью, штраф увеличивается от 700 тысяч до полутора миллионов рублей. Нарушитель также может быть приговорен к трем годам обязательных работ или тюремного заключения. Несколько уголовных дел по соответствующей статье в России уже возбуждены.
«Рассказ о проблемах — первый шаг к их решению. Молчание о проблемах — путь к их усугублению. Понятно, что пресса, рассказывая о них, вольно или невольно указывает на виновников проблем. И это не всегда вирус — субстанция бессмысленная и не несущая ответственности. Часто это вполне конкретные люди с именами и фамилиями, наделенные полномочиями и с этими полномочиями не справляющиеся или по некомпетентности, или по иным причинам», — говорится в тексте открытого письма.
Сейчас штрафы грозят независимому красноярскому телеканалу ТВК и порталу «ПроУфу». Уголовное преследование — петербургской журналистке Татьяне Вольтской, опубликовавшей интервью по теме коронавируса. По словам Вольтской, у нее уже побывал следователь.
Об этом она сообщила на своей странице в Facebook.
«Добровольно выдать запись с врачом я отказалась. Только по требованию суда. Что будет дальше, в том числе будет ли обыск, пока не знаю, как говорят, может быть все. Огромное спасибо всем, кто откликнулся, поддержал, помог, улыбнулся, помахал рукой, это невероятно важно. В том числе, чтобы и дальше говорить правду, несмотря на риски. Потому что риски остаться без правдивой информации для общества гораздо тяжелее», — написала журналистка.
Обращение профсоюза «Синдикат 100» для «Московской газеты» прокомментировал председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев:
«О тех фактах, которые приведены в сегодняшнем сообщении «Новой газеты мы, конечно, знаем и за ними следим. И пока случаи, о которых там говорится, ещё рассматриваются, каждый из них особенный, но никто еще из журналистов не подвергся наказанию. Пока всё это идёт в правовом поле, идет разбирательство. И в Красноярске, в Петербурге и в Уфе наши региональные Союзы журналистов следят за тем, что происходит. И если вдруг кто-то будет наказан незаконно, то естественно мы будем реагировать, будем сразу писать по каждому случаю заявления в следственный комитет, в прокуратуру с просьбой перепроверить, чтобы не пострадала свобода слова. Задача журналиста — раскрыть правду, если ее пытаются скрывать от народа представители власти.
Что кается «антифейковых» законов, я не могу их каким-то образом комментировать с юридической точки зрения, потому что я не юрист. Но вызывает вопросы формулировка заведомо ложных сообщениях. Доказать заведомость ложных сообщений — очень сложно в правоприменении, насколько я понимаю. Потому что человек может сказать: «Да, я случайно где-то что-то такое сказал, где-то что-то услышал. Бабушка на скамейке сказала во дворе, а я решил сообщить». А где заведомость того, что человек хотел каким-то образом обществу навредить этой информацией?» — сказал Владимир Соловьев.
Председатель Союза журналистов России отметил, что в организации понимают озабоченность коллег, но отметил, что за полтора месяца ни один из профессиональных журналистов не попался на фейкньюс. В основном наказаны были распространявшие недостоверные сообщения граждане.
«Не надо впадать в панику, что сейчас всех пересажают. После прошлогодних законов об оскорблении власти думали, что будет просто поток дел, но оказалось, что их не поток и их даже не сотни — их десятки или даже единицы. Поэтому в этом смысле волноваться не надо, надо просто честно выполнять свою работу, перепроверять факты. А мы честных журналистов в обиду не дадим».