Декан факультета журналистики МГУ Елена Леонидовна Вартанова рассказала «МК», на что сейчас делается упор при подготовке будущих журналистов, а также о том, какие они — нынешние студенты журфака.
– Как вы добиваетесь того, чтобы преподаватели «шли в ногу» со временем при подготовке будущих журналистов?
– Только что мы с группой преподавателей факультета журналистики побывали в редакции газеты «Московский комсомолец» в гостях у главного редактора Павла Николаевича Гусева. Это тоже часть обновления работы с преподавателями, часть повышения их квалификации.
Кстати, двенадцать лет назад Павел Николаевич пригласил нас в редакцию, мы смотрели, как меняется работа «Московского комсомольца» в цифровую эпоху. С тех пор у нас установился хороший контакт. Очень часто многие журфаки упрекают в том, что преподаватели не знают реалий журналистики и редакционной практики. Но как раз сегодня мы, побывав в редакции, опровергаем это.
Да, многие, может, и не работают в газете как штатные сотрудники, но мы имеем очень тесные связи. И благодаря тому приглашению двенадцатилетней давности в редакцию, мы начали систематическую работу по взаимодействию с работодателями. Проводим постоянные встречи, вместе обсуждаем необходимые навыки, которые мы должны формировать у студентов.
Преподаватели, их квалификация – очень важная часть университетского образования. Уже много лет мы проводим зимнюю школу повышения квалификации, когда в течение 3-4 дней обсуждаем новые направления работы. Преподаватели проектируют новые курсы, моделируют возможные результаты. Все это помогает не только обновить представление о современной редакции у заслуженных преподавателей, но и вовлекать в процесс новых, молодых педагогов.
В этом году мы провели психолого-педагогическую школу по обучению работе с «цифровыми» студентами – теми, которые проводят значительную часть своей жизни в онлайне.
– Что вы считаете наиболее важным для преподавателей журфака?
– Мы должны оценить значение выпускных экзаменов, когда в госкомиссию вместе с педагогами приходят и практики из редакций. Ну и, конечно, необходимо продолжать развивать взаимодействие с редакциями именно в форме практических занятий. Можно сказать, что наши преподаватели учатся не меньше, чем студенты. Только они учатся в каникулы, когда студенты уже не занимаются.
– Какие они, нынешние студенты журфака?
– Во-первых, студенты сейчас «цифровые». Мы понимаем, что у них довольно виртуозная техническая грамотность, они умеют записывать видео на своих телефонах, обрабатывать звук, передавать все это друг другу... Но, как и раньше, им необходимо широкое образование. Очевидно, что их энциклопедичность пока страдает, а журналист, без сомнения, должен обладать обширными знаниями. И, конечно, студенты должны много читать. Они это и сами понимают. И в этом смысле мы – счастливый факультет, потому что у нас огромные списки по русской литературе, по зарубежной... Наши ребята все это осваивают.
Наши студенты, как и всегда было на журфаке, очень стремятся к справедливости. И приходя на журфак, они подтверждают это. На первом курсе, когда их спрашиваешь, зачем вы пришли на журфак, они очень часто отвечают: «Я пришел, чтобы научиться говорить людям правду!» Они даже не всегда говорят «научиться» – они думают, что уже знают, как говорить правду... А так – они такие же, как и все молодые россияне, – веселые, смотрят в будущее, верят в себя. Хотелось бы, чтобы они еще верили в профессию – мы этому их тоже учим.