Ставропольское краевое отделение
Общероссийской общественной организации
«Союз журналистов России»
355008 Ставрополь, ул.Лермонтова, 191б

Грозит ли традиционным медиа вымирание: телевизор против интернета

A A= A+ 30.04.2021

В современном мире принято считать, что традиционные СМИ постепенно отмирают, все больше уступая влияние интернету. Даже телевидение, долгое время бывшее самым популярным форматом подачи информации, начало терять аудиторию из-за конкурентов в виде блогеров и платформ вроде YouTube и прочих социальных сетей. Насколько реально исчезновение классических масс-медиа, являются ли блогеры для них настоящими конкурентами и можно ли перестроить их для работы в соцсетях – эти вопросы обсудили участники Уральского медиафорума XI, который проходит в Екатеринбурге.

Блогеры против СМИ

«Интернет действительно доминирует в медиапространстве, но так происходит только в крупных городах. Традиционные СМИ уходят туда, пытаясь поспеть за трендами. Но в маленьких городах ситуация иная – там все еще важны газеты», – считает секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин.

Он уверен, что классические медиа вполне могут не просто работать в Сети, борясь за трафик для своих сайтов, но и успешно процветать, используя в качестве мощного канала для продвижения социальные сети. Хотя большинство местных изданий крайне консервативны в методах работы и медлительны. Это мешает журналистам старой школы чувствовать себя в соцсетях уверенно.

Касютин подчеркивает, что из-за постоянного роста конкуренции в ближайшем будущем будет происходить постепенное сокращение числа СМИ в стране, поскольку начнет действовать естественный финансовый отбор. Сейчас издания конкурируют даже не друг с другом, а с тысячами порталов, пабликов и блогеров, которые все больше оттягивают аудиторию на себя.

Однако, по мнению медиаменеджера, блогеры не смогут полностью вытеснить журналистов. Более того, они сами уже сейчас становятся «видеоизменившимися журналистами», потому что за каждым успешным представителем блогосферы стоит целая команда людей. А это – уже полноценная редакция, пусть и другого формата. Блогеры-одиночки же никогда не смогут добиться известности и славы.

Трансформация «стариков»

Гендиректор Национальной ассоциации телерадиовещателей Александр Широких согласен с тем, что СМИ ждет жесткий естественный отбор – на телевидении это началось уже сейчас, с момента отключения по всей России аналогового ТВ. После этого многие мелкие местные телеканалы, сотрудничавшие с федеральными, были вынуждены закрыться – они больше не могли разбавлять свое наполнение материалами от крупных коллег.

По словам телеведущего и гендиректора Телевизионного агентства Урала Иннокентия Шеремета, традиционные издания нацелены прежде всего на крупные текстовые форматы, которые не подходят для соцсетей. Их аудитория читает ленту новостей со смартфонов, что автоматически отталкивает людей от крупных текстов.

«Соцсети – новая среда выживания, каждое издание может хорошо там зарабатывать. Люди не отупели, они просто не хотят тратить много времени на чтение новостей. Задача любого медиа – распространять свои материалы по всем возможным каналам. Через соцсети это делается легко», – возразил тележурналисту руководитель паблика «Интересный Екатеринбург» Иван Колотовкин.

Как он отметил, китайская социальная сеть Tik-Tok, под которую сегодня пытаются перестроится некоторые СМИ, стала крайне популярна в России из-за того, что в стране нет производителей качественного визуального контента, и пустующую нишу на рынке заняла зарубежная компания.

У каждого – аудитория

PR-директор компании ЮMoney Семен Селиванов полагает, что журналисты и традиционные медиа сохранят позиции в обществе, так как люди все еще доверяют им больше, чем блогерам или Telegram-каналам. Особенно это касается авторитетных изданий. По его словам, по уровню доверия людей к информации лидирующие позиции занимают признанные СМИ и представители официальных организаций. А блогеры идут лишь на третьем месте.

«Недавно я ознакомился со статистикой, по которой за 2020 год все радио у нас в стране собрало 11 млрд рублей доходов, а печатные СМИ – 8 миллиардов. На инфлюенс-маркет, то есть лидеров общественного мнения и популярных блогеров, пришлись те же 11 миллиардов. Вроде столько же, сколько и на радио, но учитывая, что весь инфлюенс-маркет работает сугубо «в черную» и не платит налогов, то эту цифру можно смело умножать на два», – добавил президент Ассоциации коммуникационных агентств России Алексей Парфун.

Спикеры форума так и не пришли к единому мнению: некоторые из них с оптимизмом смотрят в будущее и считают, что новые технологии дадут возможности для трансформации и развития традиционных СМИ. Другие, наоборот, предрекают неизбежное вымирание классическим медиа. Но надо понимать, что исчезновение печатных изданий и книг предрекается давно, с момента распространения радио, а затем и телевидения. Но своя аудитория у каждого из этих ресурсов существовала всегда.

Источник: ФедералПресс
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER