С развитием соцсетей и видеосервисов журналистика претерпела значительные изменения, поделив медиапространство со множеством новых источников информации. Главный редактор «Телеспутника» Павел Желтов побеседовал с заведующим кафедрой новых медиа и теории коммуникаций факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Иваном Засурским о том, почему профессия журналиста не теряет актуальности в новую технологическую эпоху, как выпускники журфака трудоустраивают себя и почему хорошее гуманитарное образование по-прежнему ценно.
Иван, давайте поговорим про трансформацию журналистики. Столько лет говорят про крах традиционных СМИ, про крах телевидения, про то, что везде будет пользовательский контент. Какие из этих прогнозов в итоге сбудутся?
Все эти прогнозы оправдались. Другое дело, что телевидение сохранилось — точно так же, как сохранился театр и книги. Но вместо медиа мы видим вокруг сплошные платформы. Правда в том, что платформы действительно определяют форматы. В отличие от журналистов, люди готовы совершенно бесплатно производить контент и зарабатывать деньги для условного Цукерберга. Их абсолютно не беспокоит, что кто-то греет на этом руки, потому что потребность, которую удовлетворяют платформы — выражать личную позицию — прежде была не удовлетворенной.
Может показаться, что вскоре журналисты станут не нужны.
Это не так. Публикуемая пользователями информация в социальных сетях не проходит верификацию. К сожалению, людей не тренируют проверять сведения, источники, не просят иметь определенную культуру связей с источниками и возможность отличать эксперта от Хлестакова. Ученые не станут сверять информацию, они будут просто ругаться у себя на кухне и засовывать газеты в урну. Журналисты — единственные, кто озабочен верификацией.
То есть журналист в некотором смысле следователь?
У любого следователя есть начальник. Хотелось бы, чтобы в журналистике мы были более независимыми и самостоятельными, потому что ценность нашей профессии состоит в том, что люди когда-то доверяли нам и, может быть, еще смогут нам доверять, если мы будем соответствовать своим профессиональным критериям, этике и ценностям.
Сегодня много говорят о цифровой трансформации экономики. Есть ли место для цифровой трансформации в журналистике?
Безусловно. По сути дела, многие издания уже не имеют одной площадки. Например, мы учим на факультете создавать мультиплатформенные медиа, у которых есть аккаунты в разных соцсетях, объединенные общим посылом. Сегодня редакция — это не обязательно средство массовой информации, это может быть просто творческая команда.
Вузы ежегодно выпускают немало журналистов. Зачем рынку такое количество специалистов?
Во-первых, журналистика — это хорошее гуманитарное образование. Во-вторых, помимо журналистов мы выпускаем медиакоммуникаторов. В третьих, на кафедре новых медиа мы учим людей быть продюсерами, чтобы они могли сами создавать рабочие места, не полагаясь на кого-то.
Журналистам приходится осваивать все больше ролей. Например, очень важно разбираться в сфере авторского права. Раньше можно было просто обратиться за консультацией к юристу. А если ты работаешь сам, то должен сам знать эти правила. Мы уже не видим для своих студентов возможность стопроцентного трудоустройства в СМИ. В то же время спрос на качественные знания, на качественную подготовку растет по мере того, как медиабизнес становится менее крупным.
Получается, журналист должен уметь все: и интервью брать, и фотографировать, и видео монтировать. С другой стороны, есть ли запрос на специалистов нишевого профиля?
Конечно! Рано или поздно перед вами встанет вопрос создания продукта высокого качества, и в этот момент у вас не будет выбора, кроме как обратиться к дорогому нишевому специалисту.
Рынок труда становится мозаичным. Можно быть опытным профессионалом и не уметь зарабатывать, потому что нет связей, а можно быть начинающим, но с кучей денег. Все зависит от творческой оригинальности.
Давайте представим, что это интервью читают те, кто хочет прийти к вам учиться. Надо ли им осваивать новые роли?
Я считаю, что обязательно надо. У нас ребята смогут почитать книжки, которые иначе их никто не заставит читать, а без этого они не поймут, что человеческая культура на самом деле очень ограничена во времени. Мы успели создать — или сохранить — очень немного произведений, мало знаем о своей истории. Журналисту полезно знать культурный код общества, в котором он живет, а этот код складывается не только из наших языковых конструкций, но и из множества мифологий. У человека должно быть время на освоение культурных символов, чтобы иметь возможность их считывать и создавать. Самое ценное — это талант, творчество, что подразумевает создание ценностей и в конечном счете может привести человека к успеху и самореализации.