170 лет назад, в апреле 1848 года, в России был создан особый «Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений»..
Вряд ли это было чем-то новым для страны, ведь институт цензуры существовал в России не одно столетие, на каждом новом историческом этапе развития государства принимая все более жесткие формы.
В конечном итоге со временем возникла необходимость учредить орган, который бы отслеживал деятельность цензурных структур, что и сделал император Николай I. Комитет действовал бескомпромиссно, и по результатам его работы в ссылку были отправлены такие известные писатели, как Михаил Салтыков-Щедрин, Иван Тургенев и многие другие литераторы.
Сегодня в России цензура запрещена, что зафиксировано 29-й статьей Конституции РФ, где также гарантируется свобода средств массовой информации. Но с развитием Интернета и массовым увлечением в обществе социальными сетями всё чаще раздаются голоса, требующие навести порядок на просторах Всемирной паутины и ограничить поток мутной, непроверенной информации, что особенно ярко проявилось в массовом вбросе фейков во время последних трагических событий в Кемерове… Так должно ли государство вмешаться и законодательно ввести элементы цензуры в Интернете? Возможно ли это сделать практически? «Парламентская газета» спросила у экспертов.
Леонид Левин, председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи:
- Принципиальная позиция комитета состоит в том, что любые меры, которые могут рассматриваться для противодействия явлению фейковых новостей, должны строиться на безусловном соблюдении принципов свободы слова и свободы распространения информации. Силовые структуры, органы государственной власти и местного самоуправления последовательно меняют свои коммуникативные стратегии, становясь все более прозрачными и открытыми обществу и средствам массовой информации.
Вопрос эффективного взаимодействия чиновников и журналистов обсуждался и был поддержан Президентом России на медиафоруме ОНФ в Калининграде в марте этого года. Следует признать, что уровень развития современных информационных технологий позволяет легко делать фейковые вбросы, которые активно подхватываются аудиторией и, как в случае Кемерова, доставляют страдания людям и подрывают доверие к действиям государства. В отличие от комплекса мер, реализованных в рамках противодействия «телефонному» терроризму, проблема фейковых новостей лежит в несколько иной плоскости. Чем быстрее срабатывают официальные средства массовых коммуникаций, тем меньше остается пространства для спекуляций и провокаций.
И разумеется, следует уделить особое внимание развитию цифровой и информационной грамотности, вводить в школьные программы курсы по медиаграмотности и развитию навыков критического мышления, необходимых при использовании социальных сетей и мессенджеров. Сейчас ряд таких учебных программ уже разработан организацией по защите интернет-пользователей РОЦИТ, и органами исполнительной власти обсуждается возможность их внедрения на федеральном уровне.
https://www.pnp.ru/social/kak-navesti-poryadok-na-informacionnom-rynke.html