Учебное пособие "Введение в деловую журналистику", созданное при участии журналистов ТАСС, было представлено экспертному сообществу, студентам и общественности в ходе презентации в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) в Москве.
"Это пособие – труд выдающихся журналистов-практиков, которые прямо сейчас, сегодня освещают экономическую повестку страны. Мы должны были соблюсти баланс между академическими знаниями и основами экономической теории и практикой деловой журналистики. Думаю, нам это удалось, удалось закрыть пробел, возникший в последнее время между фундаментальной базой знаний, которую традиционно дают российские вузы студентам, и практикой современных медиа, переживающих взрывной рост. Я уверена, что этот учебник станет реально важным и нужным пособием для будущих журналистов", – сказала на презентации первый заместитель главного редактора ТАСС Лана Самарина.
Самарина поблагодарила Институт медиа НИУ ВШЭ и его руководителя, ведущего телеканала "Россия-1" Эрнеста Мацкявичюса, а также доцента Института медиа НИУ ВШЭ Михаила Зеленцова, возглавившего авторский коллектив, за возможность популяризовать знания и опыт коллег, работающих в сфере деловой журналистики.
Соавторами издания, идея которого возникла в рамках проекта "Лаборатория деловой журналистики" НИУ ВШЭ, стали первый заместитель главного редактора Лана Самарина, руководитель экономической редакции агентства Евгения Соколова и руководитель отдела "Банки и финансовые рынки" Маргарита Шпилевская, советник генерального директора ТАСС Сергей Яковлев, а также журналисты из МИА "Россия сегодня", РАПСИ.
Учебное пособие "Введение в деловую журналистику" раскрывает методы работы делового журналиста в определенных отраслях экономики, говорится в аннотации к книге. В частности, в лекционном блоке затронуты вопросы освещения в современных СМИ бюджетного процесса, макроэкономики, банковской сферы и финансовых рынков, биржевой информации. Издание рекомендуется для студентов старших курсов образовательных программ бакалавриата "Журналистика", "Медиакоммуникации", "Реклама и связи с общественностью", "Экономика", "Мировая экономика", "Маркетинг".
Первая глава пособия "Становление рынка деловой прессы России" написана советником генерального директора ТАСС Сергеем Яковлевым. На примерах деловых изданий страны – "Коммерсанта", РБК и "Ведомостей" – он рассматривает процесс формирования экономической журналистики в России и основные этапы ее развития за тридцать лет – с 1990 по 2021 год.
"Я счел важным рассказать сегодняшним студентам историю развития российской деловой прессы – знаю ее не понаслышке, поэтому, как мне кажется, из этой главы поколение нулевых узнает много нового, интересного, а подчас и забавного о том, с чего этот рынок начинался, кто стоял у его истоков, в общем – как "на самом деле все было", – отметил Яковлев.
Руководитель Института медиа НИУ ВШЭ Эрнест Мацкявичюс на презентации учебника отметил, что понимает, насколько трудно в современных постоянно меняющихся условиях писать подобные пособия.
"Все, кто работает в журналистике и кто ей когда-то учился, знают, насколько сложно создавать такие учебники. Медиаиндустрия меняется почти ежедневно, любое пособие мгновенно устаревает и перестает соответствовать запросам рынка. То, что мы держим в руках, – исключение. Это очень своевременная книга, многие студенты прочитают ее с большой пользой для себя!" – сказал Мацкявичюс.
Руководитель авторского коллектива Михаил Зеленцов подчеркнул, что пособие лишено академизма. "И в этом его прелесть. Студент учится на реальных кейсах представителей индустрии. Авторы пишут и о подготовительной работе экономических журналистов, и об источниках информации, и о специфике освещения определенной отрасли экономики. Это отличительные особенности "Введения в деловую журналистику", – отметил Зеленцов.
По словам представителей НИУ ВШЭ, уже многие регионы заявили о своем интересе к учебнику, который, по их мнению, станет базисом для обучения студентов деловой журналистике не только в НИУ ВШЭ, но и в других ведущих вузах страны.