Соцсеть коротких видео TikTok становится для своей аудитории аналогом телевизора. По времени, которое на ней проводят мобильные пользователи, платформа обогнала лидировавшую в России «ВКонтакте», пишет РБК.
Что происходит
Согласно попавшим к РБК данным AppAnnie за неделю с 4 по 10 апреля, приложение TikTok опередило приложение «ВКонтакте» по суммарному времени, проведенному в нем российскими пользователями — 13,93 млрд минут против 11,08 млрд минут соответственно.
- TikTok оставил конкурента позади по суммарному потраченному времени несмотря на отставание в недельной аудитории — 29 млн по сравнению с 49 млн. В приложении для iOS TikTok обошел конкурента еще летом прошлого года, в Android (две трети аудитории) — только сейчас.
- Сейчас средний пользователь TikTok в России проводит в ленте восемь часов в неделю (10 часов на iOS, 7 часов на Android) против примерно 4 часов пользователя «ВКонтакте». За год к 10 апреля суммарное время, проведенное в приложении TikTok, выросло в пять раз до 8,2 млрд часов.
- Представитель «ВКонтакте» сказал РБК, что такие результаты «невозможны» и обещал помочь AppAnnie с правильным подсчетом времени, «чтобы не вводить пользователей в заблуждение». По его словам, Mediascope показывает, что суммарное время, проведенное мобильными пользователями на площадке «ВКонтакте», втрое больше, чем у TikTok.
- Представитель Mediascope привел январские данные о том, что время просмотра соцсетей в день почти одинаково (33 и 34 минуты), — правда, включая платформу ПК, на которой TikTok не распространен.
TikTok ожидаемо стал главным тайм-киллером среди мобильных приложений и функциональным аналогом работающего в фоновом режиме телевизора, говорят эксперты РБК.
Дело в модели соцсети, изначально построенной на бесконечной алгоритмической ленте и пассивном потреблении контента. 80% пользователей TikTok вообще не публикуют контент, замечает директор по маркетингу Brand Analytics Василий Черный. TikTok «проще в потреблении, чем текст», говорит сооснователь фоторедактора Prisma Алексей Моисеенков.
Модель хороша для самостоятельной монетизации авторов контента и для самой соцсети с точки зрения рекламной емкости, но ограничена функционально. На нишу «традиционной» соцсети TikTok и не претендует, сказал РБК продюсер TikTok- и YouTube-блогеров Ярослав Андреев. Лента рассчитана на многочисленные, но кратковременные сеансы — «это поразвлекаться, когда не очень много времени и не ищешь что-то осознанное». Для поиска более «длинного» контента пользователи, скорее всего, откроют YouTube или Netflix, отмечает он.
Средний российский пользователь TikTok проводит в соцсети от получаса до часа в день, что по-прежнему намного меньше, чем за просмотром ТВ (порядка четырех часов). Однако время смотрения телевизора сокращается, время взаимодействия с лентой на смартфонах растет. Столь активный канал уже породил оппозиционные мобы (достаточно вспомнить кампанию в поддержку Навального), которые администрация китайской сети успешно заблокировала по просьбе Роскомнадзора. В самом Китае TikTok давно стал одним из каналов всеобъемлющей госпропаганды, развития этого направления помимо видео по методичке можно ожидать и в России.