В сентябре этого года к получению новых цифровых компетенций приступят студенты как технических, так и гуманитарных направлений. Внедрение «цифровых кафедр» в образовательный процесс направлено на создание возможностей для повышения квалификации и получения новой профессии в сфере информационных технологий. Проект реализуют в вузах — участниках программы Минобрнауки России «Приоритет 2030».
По словам директора Института информационных технологий и интеллектуальных систем Казанского федерального университета (КФУ) Михаила Абрамского, актуальность создания «цифровых кафедр» в первую очередь связана с тем, что в IT-сфере сегодня острая нехватка кадров.
«Кадровый голод наблюдается и в других областях: медицине, химии, нефтегазовой отрасли, гуманитарной сфере — там, где специалистам требуются цифровые компетенции, с помощью которых они могут улучшить свою работу. «Цифровая кафедра» КФУ будет подразделением, которое включит в себя набор программ дополнительного образования по IT. Они будут направлены на формирование компетенций в программировании, разработке ПО, аналитике и других этапах жизненного цикла разработки. Планируется, что на первом этапе эти программы будут осваивать более двух тысяч человек. В оценке программ дополнительного образования на «цифровых кафедрах» будут принимать участие компании из реального сектора экономики», — отмечает Михаил Абрамский.
Сформирована «цифровая кафедра» и в Российском университете транспорта (МИИТ).
«Цифровизация является одним из фундаментальных трендов развития транспортной системы страны до 2030 года. Поэтому получение студентами общетранспортного университета, по существу, второй, «цифровой» квалификации является повседневной необходимостью. В наших программах студенты смогут сформировать и развить компетенции по разработке IT-решений актуальных отраслевых транспортных задач и научатся применять прикладные программы по созданию цифровых двойников объектов транспортной инфраструктуры», — рассказывает проректор Российского университета транспорта (МИИТ) Виталий Борщ.
Получить дополнительную квалификацию по дата-аналитике и медиамаркетингу смогут теперь и студенты социогуманитарных факультетов Томского государственного университета (ТГУ). Сразу две программы в сфере цифровых компетенций и социальных медиа предложили Высшая школа журналистики и Центр прикладного анализа больших данных. Первая программа профпереподготовки по аналитике данных даст учащимся базовые инструменты дата-аналитики данных и сформирует из них «цифровых исследователей». Вторая программа — «Цифровая журналистика и социальные медиа» — научит видеть проблемное поле онлайн-журналистики, даст основы медиамаркетинга, навыки производства контента в основных онлайн-форматах и т.д. По словам декана Высшей школы журналистики ТГУ Ильи Мясникова, в дальнейшем этот курс будет использован как механизм формирования университетских и факультетских SMM-команд, призванных обеспечить живое присутствие вуза в цифровом пространстве.
«Умение работать с большими данными — это критически важный навык для современных исследователей. Ранее программу по big data в междисциплинарных командах уже апробировали в рамках школы анализа данных Data Hogwarts. Образовательные результаты работы «цифровых кафедр», а именно компетенции в сфере цифровых исследований, в дальнейшем могут быть интегрированы в факультетские треки», — отмечает проректор ТГУ по информационной политике и цифровым коммуникациям Юлия Эмер.
На сегодняшний день «цифровые кафедры» созданы в 115 российских университетах — участниках программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли». Обучение стартует с сентября 2022 года по 300 образовательным программам.
На «цифровых кафедрах» студенты смогут получить новые компетенции в области информационных технологий благодаря дополнительным профессиональным программам и программам профессиональной переподготовки IT-профиля, которые будут разработаны совместно с индустриальными партнерами и отраслевыми экспертами.
Ожидается, что в 2022 году количество зачисленных на обучение в рамках проекта «Цифровые кафедры» составит более 80 тысяч человек, а к 2024 году превысит 147 тысяч.