Ставропольское краевое отделение
Общероссийской общественной организации
«Союз журналистов России»
355008 Ставрополь, ул.Лермонтова, 191б
Дело об убийстве журналиста Павла Шеремета разваливается. Одна из фигуранток восемь месяцев провела в СИЗО, но теперь киевский суд отпустил ее из-под стражи. Другой обвиняемой отменили домашний арест. Четыре раза откладывалось начало судебного процесса. «Известия» разбирались в происходящем.
Не оправдали подозрений
Киевский апелляционный суд освободил из-под стражи Юлию Кузьменко — обвиняемую по делу об убийстве журналиста Павла Шеремета. Восемь месяцев Кузьменко провела в СИЗО, но теперь ее отправили под домашний арест. Отбывать наказание женщина будет по месту прописки — в селе Гнедин Киевской области. Ей запрещено общаться с другими фигурантами дела, по первому требованию она обязана являться в правоохранительные органы.
В ходе заседания суда Кузьменко обвинила следствие в том, что ее и других фигурантов дела преследуют для дискредитации ветеранов АТО (конфликта в Донбассе) и волонтеров. О готовности поручиться за обвиняемую заявили депутат рады Михаил Бондарь, диссидент и заключенный советских времен Степан Хмара и бывший депутат рады Андрей Тетерук.
Адвокат Кузьменко подчеркнул, что его подзащитная не сможет скрыться на территории ДНР или ЛНР, как предполагала прокуратура. По словам адвоката, в Донбассе ее задержат представители самопровозглашенных республик. Судьи отметили, что риски, на которые ранее ссылались силовики (побег, препятствование следствию), уже недействительны, потому что расследование завершено. Кроме того, судьи предложили стороне обвинения рассказать о связи между Кузьменко и неустановленными заказчиками убийства журналиста. Прокурор этого сделать не смог.
Месяц назад меру пресечения изменили другому фигуранту — Яне Дугарь. Она находилась под домашним арестом, но киевский суд разрешил ей передвигаться не только в одном районе, а по всей Украине. Суд также решил снять с Дугарь электронный браслет, с помощью которого контролировали ее перемещения. Фактически подозреваемую освободили. Единственное оставшееся обязательство — являться в суды и правоохранительные органы по требованию следователей.
В результате в СИЗО остается только один фигурант — Андрей Антоненко (прозвище Риффмастер). Адвокаты также обжаловали его арест, говорили об отсутствии рисков для следствия. Суд состоялся 12 августа, прошение рассматривали те же судьи, которые перевели под домашний арест Кузьменко. Антоненко, однако, оставили под стражей. Вероятно, решили, что освобождение еще одного фигуранта обернется крупным скандалом.
Гнездо «глухаря»
Павел Шеремет погиб в центре Киева в июле 2016 года. Неизвестные взорвали автомобиль, в котором журналист направлялся на радиоэфир. Взрывное устройство злоумышленники сделали из элементов противопехотной мины, установили его под днище автомобиля, активировали звонком с мобильного телефона.
Представители киевской политической элиты сразу обвинили в происшествии российские спецслужбы — якобы «агенты Кремля» таким образом пытались дестабилизировать ситуацию на Украине. Эту версию озвучил, в частности, министр внутренних дел Арсен Аваков. Конкретных доказательств он не приводил, говорил только, что за несколько дней до убийства в Киев «заехала некая группа граждан РФ». Президент Украины Петр Порошенко называл расследование убийства делом чести. Оно, однако, быстро превратилось в обычный «глухарь».
Оживление произошло только после президентских выборов. Еще в ходе избирательной кампании Владимир Зеленский называл убийство Шеремета позором страны. «К полиции присоединятся прокуратура, СБУ, которые помогут закончить дело и (установить) людей, которые организовали убийство. Их найдут», — обещал он.
Действительно, в декабре 2019 года МВД задержало подозреваемых — банду украинских националистов. Организатором убийства назвали бывшего бойца Сил специальных операций Андрея Антоненко, заложившим взрывчатку исполнителем — волонтера и врача Юлию Кузьменко. Слежку и разведку якобы вела медсестра Яна Дугарь, она фотографировала камеры наблюдения около будущего места преступления.
Представители МВД заявили, что провели тысячи процессуальных действий — обысков, прослушек и поисков похожих преступлений. Подчеркнули, что люди, подложившие бомбу, исчезли с камер наблюдения возле дома Антоненко. Принт на толстовке Антоненко якобы выдал его участие в подрыве линии электропередач в Херсонской области, а хромота и одежда указывают на сходство с человеком, который попал на камеры возле дома Шеремета.
Чисто украинское убийство
По утверждению следствия, банда стремилась дестабилизировать ситуацию в стране, чтобы вызвать патриотический подъем. Наблюдатели говорят, что психическое здоровье участников банды вызывает сомнения. По крайней мере одна из прослушек свидетельствует, что националисты на полном серьезе обсуждали обстрел Киева из «Градов». «Хочу, чтобы это произошло, мне Киева вообще не жаль», — говорит на записи Кузьменко.
Версия о «российском следе» не подтвердилась, а потому «промайданные» журналисты и боевики националистических организаций отказались верить следствию. Активисты обвинили власть в давлении на патриотов, каждое заседание суда сопровождалось выступлениями группы поддержки. До драки с полицией дело дошло, когда суд избирал меру пресечения Антоненко.
Не смогло следствие установить и заказчика преступления. Бывший генпрокурор Украины Виктор Шокин говорит, что причастный к убийству человек до сих пор занимает высокий государственный пост. «Публично называть фамилию не буду. Но предполагаю и, как говорил ранее, практически уверен... Чтобы сказать с гарантией, надо провести следственные действия, причем сделать там надо немного», — отмечал он.
Противодействие националистов и неких влиятельных госслужащих, видимо, привело к тому, что дело постепенно разваливается. Не случайно в конце июля внимание на происходящее обратила мониторинговая миссия ООН по правам человека. «Мы призываем власти обеспечить ответственность за это убийство с соблюдением всех гарантий беспристрастного расследования и справедливого судебного разбирательства для подозреваемых», — говорится в заявлении.
Преступления без наказания
Похожим образом на Украине расследуют другие громкие преступления. Например, убийство украинского писателя и публициста Олеся Бузины расследовано, исполнители установлены. Ими следствие считает двух ветеранов боевых действий в Донбассе Андрея Медведько и Дениса Полищука. Оба фигуранта дела, однако, находятся на свободе. Более того, Полищук уже при президенте Зеленском получил государственную должность — возглавил рабочую группу по делам находящихся в заключении ветеранов.
Эксперты говорят, что украинская власть и не стремится найти настоящих организаторов и заказчиков. «За громкими делами стоит глава МВД Украины Арсен Аваков. Олесь Бузина был оппозиционно настроен. А Павел Шеремет любил копаться в криминальных схемах — контрабанде, торговле оружием. Оба дела разваливают одинаковым способом, нарушая Уголовно-процессуальный кодекс. Думаю, при нынешней власти честного суда ждать не стоит», — говорит «Известиям» замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько. Украинский политолог Константин Бондаренко считает, что показательной станет осень, когда Арсену Авакову неизбежно зададут неудобные вопросы о деле Шеремета.
Адрес: 355008, Ставрополь, ул.Лермонтова, 191б
Телефон: +79624911111
Общие вопросы по СЖ: balditsyn@me.com
Вопросы по контенту сайта:valentina642@mail.ru
Политика конфиденциальности