Ставропольское краевое отделение
Общероссийской общественной организации
«Союз журналистов России»
355008 Ставрополь, ул.Лермонтова, 191б

Продолжение..

A A= A+ 17.01.2018

«Это уже не «Рабочий край», это просто край…»

 

Газета «Рабочий край», верой и правдой служившая ивановцам больше века, награжденная Орденом Трудового Красного Знамени, сильно изменилась. Газета, с которой сотрудничали Маяковский, Есенин, Воронский, Симонов, Сурков и другие корифеи, стала обычной газетой безадресной рассылки.

Об идее реформирования старейшего регионального издания России и увольнении всего коллектива мы уже не раз рассказывали. Еще недавно я была специальным корреспондентом «РК». Вместе с коллегами мы боролись целый год, в первую очередь, ради читателей и подписчиков. Важно было, чтобы газета с такой историей и такими традициями, не обесценилась. Но…

12 января вышел обновленный «Рабочий край» тиражом 50 тысяч 500 экземпляров. Делали его другие люди, которые клятвенно обещали, что жители города Иванова смогут получать газету бесплатно и никто не будет обделён. Признаюсь, меня переполняли смешанные чувства, когда открывала почтовый ящик -  волнение, горечь, обида и даже надежда на то, что я ошибалась. «Быть может, им все же удалось сделать качественную газету», - рассуждала я. Каково же было мое удивление, когда газеты в почтовом ящике не оказалось вовсе.

Не положили «обновленный» «Рабочий край» в почтовые ящики моих друзей, мои бабушек и многих других ивановцев. Напротив, могу перечислить по пальцам тех знакомых, кто все-таки получил газету.

А между тем, «Рабочий край» обещали всем ивановцам, живущим в многоквартирных домах центра города. Теперь Алексей Машкевич, главный инициатор перемен и новый главный редактор «Рабочего края», отрицает обещания, которые давал целый год. На своей страничке в фейсбуке (см. приложения) он отвечает так: «В городе 120 000 почтовых ящиков. Тираж газеты 50 000. И никто не говорил, что это газета для центра города». Говорил. Он же сам и говорил. Не единожды.

Произведем простейший расчет. В Иванове, по данным за 2017 год, живут 406 933 человека. Отпечатанной газеты должно было хватить как минимум на полгорода.  И это, если не принимать во внимание тот факт, что частный сектор (куда Машкевич и не обещал приносить газету) занимает примерно половину Иванова. Возникают большие сомнения, что официальные данные о тираже соответствуют действительности. Система определения «счастливых» обладателей очередных номеров «Рабочего края» совершенно не ясна. В моем доме ситуация такая: газет хватило только на первый подъезд. Но газету я все-таки прочитала. Новый коллектив выложил pdf-версию на своем сайте (когда-то нашем сайте).  Можно многое сказать, но предоставлю слово главным людям – читателям.

Альбина Козина, пенсионер, ветеран труда:

 

Мне 83 года, из них более шестидесяти лет я читаю газету «Рабочий край». Она была разной, в ней работали совсем отличные друг от друга журналисты. Но она всегда устраивала меня, и я всегда ждала ее выхода. Я и помыслить не могла, что мой любимый «Рабочий край» превратится в такую глупую сумятицу - некрасивую, неумную, не вызывающую никаких эмоций. Никаких эмоций, кроме скуки... Наверное, руководители города имели свои резоны и хотели покрасоваться перед публикой, однако следует помнить, что в первую очередь нужно думать о горожанах, что бездарная газета насильно втолкнутая в почтовый ящик не даст ни божества, ни вдохновения, ни любви. Я не получила этот новый "Рабочий край" в свой почтовый ящик, как и все мои знакомые. В МФЦ за этим «листком» я тоже прийти не могу, потому что плохо хожу. Этот номер принесли мне знакомые, к которым он попал случайно. Смотрю я на "Рабочий край" и думаю, сколько ему еще осталось?! Газета в таком виде долго не проживет, газета в таком виде никому не нужна. Да еще и без программы.

 

Михаил Смирнов, президент издательского дома «Наша Родина»:

 

Помню свою первую встречу с "Рабочем краем", которая произошла, подумать только, 50 лет назад. Тогда я обдумывал это непонятное мне название, а в память врезался заголовок передовицы "Кукуруза царица полей". Кукуруза уже давно не царица, край наш - совсем не рабочий, а самый что ни на есть торговый. Всё павильоны да магазины. Информацию я теперь узнаю не из газет, а из своего гаджета. Это очень плохо, потому что я скучаю по газете. Я журналист, как был журналистом мой отец, как стала журналистом моя дочь. Мы рабкраевцы. Отец работал в 60-е, я был главредом в начале 2000-х, дочь мою вместе со всем коллективом сократили перед этим новым годом. Я предполагал всё, что угодно. Что на Иваново упадет гигантский метеорит, что однажды изобретут искусственный интеллект и даже вечный двигатель. Одно я не мог предположить: что "Рабочий край" прекратит свое существование. Но именно это и произошло. Казалось бы, нет. Вот он, передо мной, лежит цветастая бумажка. Но я журналист и, поверьте, понимаю, что к чему. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но... Это уже не "Рабочий край", это просто край. Тексты, верстка, подача, ритмы и ритмика практически все сломано, практически все не русское, не мое. Можно долго детально анализировать это СМИ (называть газетой не хочется), но сейчас мне это кажется несущественным. Потому что я уверен: пройдет некоторое время и «Рабочий край» снова станет ежедневным. Снова станет "Рабочим краем".

 

Николай Закурин, программист:

Это не «Рабочий край», это какая-то «порнография», насмешка над историей и традициями газеты, за такие трансформации надо привлечь к ответственности тех, кто участвовал в принятии решений о таких изменениях. Слава богу, что это убожество мне не приносят, хотя я живу в центре.

 

Альберт Скобцов, заслуженный работник физической культуры РФ, многократный призер чемпионатов РСФСР и спартакиад народов России:

 «Обновленный» «Рабочий край» мне не принесли, но я смог посмотреть на газету у знакомых. Первое, что бросилось мне в глаза - это страница, посвященная спорту. Горько, что нашлось место только освещению вопросов профессионального спорта, причем не самых актуальных. В пилотном «Рабочем крае» рассказывают про баскетбольную команду «Энергия», которая в самом конце турнирной таблицы. А в первом номере – про команду по регби. А ведь это первый номер в этом году. Раньше «Рабочий край» всегда в этом номере рассказывал о лучших спортсменах города, об итогах года. В новом «РК» нет ни строчки про юношеский спорт, про резерв Ивановская края. Не подведены итоги промежуточной школьной спартакиады, а она в этом году посвящена столетию Ивановской губернии. Подборка материалов более чем странная - как на спортивной странице, так и во всей газете.  Мое первое впечатление: эта газета не соответствуют требованиям общественности.

 

 Екатерина Хохлова, студентка 4 курса Отделения журналистики и рекламы ИвГУ:

«Модернизированный» «Рабочий край» вышел всего в двух выпусках (первый выпуск был пилотный – прим.), однако не покритиковать новую газету не получается. Главный недостаток, который режет глаза – это вёрстка. Неровные колонки, «сбежавшие предложения» заметны на протяжении всего выпуска. Выходные данные находятся в «шапке» полосы, что так же отвлекает внимание от материалов ниже. Официальный вестник смотрелся бы лучше в середине еженедельника. Издание должно быть равновесным, поэтому хотелось бы лицезреть публикации и на последних страницах.

 Что касается содержания, то новостей, как таковых, мне удалось мало почерпнуть. В основном, номер «Рабочего края» был посвящен рождественским каникулам, поэтому событийность в газете ограниченная. Запомнились материалы на тему дорог и ЖКХ. Экономический прогноз на следующий год действительно удачно вписался. Зато чувство «карнавальности» не отпускало до 16 полосы. Праздничная атмосфера в еженедельной газете не комильфо. Стоит отметить, что обновленный «Рабочий край» больше похож на другое ивановское издание – «1000 экземпляров». К слову, редакторы там одни и те же.  Например, материал про селфи-маршрут уже был опубликован в ранних номерах «1000 экземпляров». Но для публики, которая не может просто так купить «журнал не для всех», эта статья, возможно, и стала актуальной.

Политики во втором выпуске фактически нет. Она присутствует только на 3 полосе в рубрике «Официально». Это тоже неправильный ход со стороны редакции. Еженедельник не нуждается в аполитичности. Ведь газета, по правилам, должна освещать все сферы общественной жизни. (Конечно, если она не узкоспециализированная).

В целом, «Рабочий край» стал продолжателем журнала «1000 экземпляров». Но теперь он доступен для всех. От прошлого «Рабочего края» ничего не осталось. И никого. А это на самом деле печально.

Елена Орлова, педагог, пенсионер:

Я выписывала «Рабочий край», сколько себя помню. До этого газету выписывали моя мама и тетки. Я знала, что над моей любимой газетой нависла такая беда, и не знала, что делать. Пришлось подписаться на «Ивановскую газету». Я всегда ее воспринимала только как дополнение к «Рабочему краю».  «РК» всегда (и в последнее время тоже) интересовали люди: было много статьей о простых ивановцах, об интересных личностях, о людях рабочих профессий. Я вырезала особо полюбившиеся мне публикации. Новый «Рабочий край» мне не принесли, да и не надо.

 

Андрей Батов, инженер:

Газету я не получил, хоть живу в центре (в одном километре от нулевого километра). Решил прочесть в Интернете. Первое что бросилось в глаза - это нелюбовь верстальщика к ориентированию текста. В номере текст стремится к левому краю, окончание строки везде прыгает. Между фотографиями разница отступов видна невооруженным глазом.

О наполнении даже говорить не хочется. Смысл статьи «Пока у нас так относятся к детям...» можно уложить в трех строчках: Я мать, у меня есть ребенок, я не могу ему объяснить, что такое МРТ, Интернет говорит об этом слишком скучно и заумно, а сама я знаниями не владею. Из всего этого делается вывод – люди-то у нас плохие, а воспитательная система оставляет желать лучшего. Автор употребляет такие слова, как «игнорит» или «окей». Спрашивается, для кого газета? Сложилось впечатление, что авторы пишут про себя и для себя. В начале статьи «проЧИТАТЬ» автор делает смелое заявление, что мы страну давно утратили. Такую газету, созданную с нелюбовью к своему городу, своей стране, своей истории и предложили ивановцам.

 

Сергей Беляков, сотрудник «Музея Камня», обладатель премии «Педагог года-2017»:

Я научился читать по газете «Рабочий край». Считаю, что машкевичевская газета - это пародия на «РК», это эрзац. Газету мне не принесли, но я видел ее в Интернете. Из всех моих знакомых ее принесли только одному человеку. Газета захвачена, имя присвоено.  Никакой преемственности здесь нет.

Тираж 50500 экз. Таким тиражом весь город до верхних этажей завалить могут. А куда не сунься - не принесли. Либо цифра фикция, либо куда-то тираж девали. А на вопрос, где газета, Машкевич разводит руками: "обратитесь к депутату, район устанавливает мэр". Материалы в номере интересные, верстка безобразная, авторов жалко, редактор убийца газеты. Все, больше комментариев не будет.

Татьяна Галковская, москвичка, юрист:

 

Об ивановской газете «Рабочий край» я знала давно, из учебников по «Истории отечественной журналистики», когда училась на журфаке МГУ. Думаю, что историю государства, в принципе, можно изучать по материалам газеты в разные годы. А о том, что с ней происходит сейчас, я узнала от друзей из Фейсбука. Информация меня поразила: «Почти весь творческий коллектив редакции газеты был уволен по сокращению штата в связи с предстоящими реформами». Коммерциализацией подвергались многие государственные и муниципальные издания, но я что-то не припомню, чтобы увольнялись практически все журналисты, в полном составе, наоборот, интеллектуальный труд любого издания – это самое ценное, что есть у владельцев. Я стала разбираться. Как выяснилось, учредителей не устраивал тираж, а претензий к редакционной работе не было. Журналисты, «рабкраевцы», как они себя сами называют, почти каждый год награждались грамотами за отличную работу, а награждали их именно учредители газеты – Администрация и Городская Дума. Так что же произошло? Думаю, что это меркантильный интерес местного предпринимателя А.Машкевича, издававшего долгие годы свой журнал «1000 экземпляров», по всей видимости, на свои деньги. Но что такое «1000 экземпляров» и «Рабочий край»? «1000 экземпляров» - это клуб, в котором нет общих тем и интересов, и никто в нем не нуждается, а «Рабочий край» - это гордость не только ивановцев, но и всей нашей Родины. Одно название газеты «Рабочий край» должно быть зарегистрировано в качестве «товарного знака» и иметь все исключительные права на его использование. Так как газета издавалась на дотации из городского бюджета, а «1000 экземпляров» на собственные средства, то, по всей видимости, Машкевич давно, что называется «положил на неё глаз». Такая возможность появилась только с приходом нового мэра города, ведь никто ранее не брал на себя ответственность по окончательному уничтожению газеты, начавшееся сначала с продажи типографии, потом редакцию лишили помещения, выгнали из Дома печати. Остался только трудовой коллектив с многолетним опытом работы, но это никого не волновало, новый будущий редактор показал всем на дверь со словами: «Идите, жуйте сопли, бездари!» Как и следовало ожидать, редакцию заняли журналисты «1000 экземпляров». Новый номер газеты от 12 января скорее напоминает макет первокурсника журфака, чем городскую газету с грандиозной историей. А орден не забыли снять! Бросаются в глаза плящущие колонки, пустоты, смысл некоторых публикаций, содержащийся в таких выражениях, как: «нашли младенца на помойке», «разгуливающий по городу Фаустов с мешком за плечами, пристающий к детям: «прочитай!», ну и так далее, - нужно иметь терпение, все прочитать, это, то пугает, то заставляет думать, а «вообще, это о чем?» «Верка Сердючка», на первой полосе, это «нечто». Газету в печатном виде никто почти не видел, а новый главный редактор сообщает: «Вы идите, заберите газету, она лежит там.. там…». «А, где там? А нигде! А кто ее вообще видел? Ты видел? Тебе принесли? Мне нет, в первом подъезде вроде было…» Вот так началась жизнь газеты с нового года. А, действительно, сколько стоит разнести такой тираж в 50000 тысяч экземпляров по почтовым ящикам и будет ли это оправданием для увольнения целого штата профессиональных сотрудников? Много вопросов. Как могла городская газета «для каждого» стать газетой «ни для кого»? Именно это предстоит выяснить нам в ближайшее время, мы должны узнать о законности проведенной «реформы», мы расскажем всем, для чего это было все сделано.

 

Впрочем, есть и хвалебные отклики. В фейсбуке нового главного редактора «РК» Алексея Машкевича читаем, например, такой отзыв от Александра Вакурова: «Ух ты! Стильная газета получилась. Современная. А не старое УГ». Быть может, автора этого комментария привлекли такие слова, как, например, «респект» и «уважуха», которыми изобилует новый «Рабочий край». А может быть, что-то еще…

Ознакомиться с этим номером может каждый - http://www.rk37.ru/freshnewspaper.

Знаю, что недавно журналисты жаловались, как непросто делать еженедельную газету форматом А-3. Понять их можно, у них у всех есть вторая (или первая) работа. Ищут внештатных авторов. А наш коллектив, уволенный в полном составе, выпускал ежедневную газету форматом А-2… На днях новой редакции предстоит сдавать в печать уже следующий номер.

Ольга СМИРНОВА

 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER