Ставропольское краевое отделение
Общероссийской общественной организации
«Союз журналистов России»
355008 Ставрополь, ул.Лермонтова, 191б
В Волгограде 4 августа к журналистке издания «Кавказский узел» Татьяне Филимоновой пришли домой полицейские с приглашением проехать в отделение. Представителя СМИ не смогли идентифицировать на несогласованной протестной акции, как журналиста, без бейджа «Пресса» и составили в её отношении административный протокол за «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».
— В минувшие выходные, 1–2 августа, я освещала несанкционированные акции протеста в центре Волгограда по заданию редакции, — рассказала корреспонденту V1.RU журналист «Кавказского узла» Татьяна Филимонова. — При себе у меня были редакционное задание и журналистское удостоверение. Оно всегда у меня с собой на подобных мероприятиях. Со мной был мой коллега. У него, помимо документов, был бейдж с редакционным удостоверением внутри. Во время акций в течение двух дней, когда они проводились, ко мне никто ни разу не подходил со стороны полиции или администрации. Документы не спрашивали.
Татьяна Филимонова заметила на мероприятии граждан с опознавательными атрибутами прессы, которые местным журналистам неизвестны.
— Там были люди, у которых были бейджи с надписью «Пресса», — говорит журналистка. — Они очень странно себя вели. Местные представители СМИ знают друг друга в лицо и общаются. Эти люди снимали всё подряд, подходили к кому угодно, не представлялись и задавали очень странные вопросы. Участников акции насторожило это, они пытались прочитать, что же написано на бейджах. Там был только небольшой отрывок закона о СМИ. Никакого указания на их принадлежность к какой-либо редакции там не было, как и никакой журналистской этики с их стороны.
Сегодня к Татьяне Филимоновой пришли полицейские.
— Ко мне домой приехали двое полицейских, — поделилась журналистка. — Они предложили мне проехать в отдел полиции. Вели себя предельно вежливо, обращались ко мне по имени и отчеству. Я отказалась проследовать с ними, тогда мне выписали повестку на 7 августа и ушли. В бумагах у них была моя фотография.
Журналисту оставили уведомление о составлении административного протокола по статье КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Оно направлялось всем участникам несогласованной с властями акции.
Организатором несанкционированных акций по понятным причинам Татьяна Филимонова себя не считает.
— Я общалась с пресс-службой ГУ МВД по Волгоградской области, в которой мне пояснили, что основанием для составления административного протокола без моего участия стало отсутствие бейджа, — говорит Татьяна Филимонова. — Поэтому меня полицейские не смогли идентифицировать, как представителя СМИ.
Свою вину журналистка не признаёт.
— У меня все необходимые документы были при себе, — отметила Татьяна Филимонова. — Любой сотрудник полиции мог подойти и спросить их у меня. Но этого почему-то никто не сделал. А потом они не смогли опознать во мне журналиста. Отмечу, что бейдж не позволяет идентифицировать журналиста, любой человек может надеть его. Всё равно требуется проверка личности. Кстати, на мероприятии была моя коллега из другого издания, у которой также отсутствовали бейдж и жилет.
Корреспондент V1.RU пообщался с другой журналисткой, которая подтвердила слова Татьяны.
— Я действительно освещала акцию протеста на Аллее Героев, — пояснила представительница СМИ. — В начале мероприятия я была без бейджа, но потом вспомнила о необходимости его наличия и сбегала за ним в машину. Мне никаких уведомлений из полиции или звонков не поступало.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Появление на несанкционированной акции лиц, которые были с необходимыми бейджами, но по факту не принадлежат к пишущей братии, председатель Волгоградского отделения СЖР Вячеслав Черепахин считает недопустимым.
— Мне очень не нравится, что кто-то, не являясь прессой, ею представляется, — говорит общественник и медиамагнат. — Я не представляю силовые органы и могу защищать только настоящую прессу. Кто это делает и для каких целей, неважно, провокация это или нет, это плохо. Когда в неприятную ситуацию попадает журналист, я знаю, кто он, где работает. Мне кажется, что полиция должна разобраться, кто эти люди и почему называли себя журналистами. На основе этого и решать, есть ли какое-либо правонарушение в этом, но с моей позиции, такое поведение недопустимо.
Ситуацию прокомментировал заместитель председателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий:
«Мы понимаем, что полиция руководствуется законами о полиции и о митингах.
Однако в Федеральном законе о СМИ ничего не сказано про бейджи, жилеты и какие-либо другие опознавательные знаки журналистов. Жилет и/или другой опознавательный знак могут быть только рекомендованы, но требовать их наличие, согласно закону о СМИ - неправомерно.
Это наша принципиальная позиция и мы неоднократно доводили её до руководства МВД и Госдумы - да, есть некая юридическая нестыковка, но журналисты осуществляют свою профессиональную деятельность в соответствии с законом о СМИ. Для работы журналисту достаточно редакционного удостоверения , и, при этом, никаких редакционных заданий у журналиста быть не должно.
Если, к примеру, журналист просто идёт по улице и видит какое-либо значимое событие, он имеет полное право начать тут же его освещать — что называется, «с колёс».
Адрес: 355008, Ставрополь, ул.Лермонтова, 191б
Телефон: +79624911111
Общие вопросы по СЖ: balditsyn@me.com
Вопросы по контенту сайта:valentina642@mail.ru
Политика конфиденциальности